Приказ Минстроя России от 21.02.2017 N 114/пр "Об утверждении методических рекомендаций

"Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов
Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта “Формирование комфортной городской среды” на 2017 год"

3.3.4.2. В целях осуществления контроля и координации реализации муниципальной программы рекомендуется создавать на уровне муниципального образования общественную комиссию из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц и осуществления контроля за реализацией программы после ее утверждения в установленном порядке (далее - муниципальная общественная комиссия).
Организацию деятельности муниципальной общественной комиссии рекомендуется
осуществлять в соответствии с Положением об общественной комиссии. При этом, проведение заседаний муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.

3.3.5. Вовлечение граждан, организаций в процесс обсуждения проекта муниципальной
программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в
муниципальную программу рекомендуется осуществлять с учетом следующего:

а) принципы организации участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта
муниципальной программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в муниципальную программу:

  • все формы участия граждан, организаций направлены на наиболее полное включение всех заинтересованных сторон, на выявление их истинных интересов и ценностей, на достижение согласия по целям и планам реализации проектов по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий;
  • открытое обсуждение общественных территорий, подлежащих благоустройству, проектов благоустройства указанных территорий;
  • все решения, касающиеся благоустройства общественных территорий принимаются открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующего муниципального образования;
  • для повышения уровня доступности информации и информирования граждан и других
    заинтересованных лиц о задачах и проектах по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий рекомендуется создать интерактивный портал в сети Интернет, предоставляющий наиболее полную и актуальную информацию в данной сфере - организованную и представленную максимально понятным образом для пользователей портала. При этом рекомендуется обеспечить свободный доступ в сети Интернет к основной проектной и конкурсной документации, а также обеспечивать видеозапись публичных обсуждений проектов благоустройства общественных территорий и их размещение на специализированных муниципальных ресурсах. Кроме того, рекомендуется обеспечить возможность публичного комментирования и обсуждения материалов проектов.

б) формы участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта муниципальной
программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в
муниципальную программу:

  • совместное определение целей и задач по развитию дворовых территорий, общественных территорий, инвентаризация проблем и потенциалов указанных территорий (применительно к дворовым территориям пределы инвентаризации и совместного принятия решений ограничиваются соответствующей дворовой территорий);

  • определение основных видов активности, функциональных зон и их взаимного расположения на выбранной общественной территории;

  • организация широкого общественного участия в выборе общественных территорий,
    приоритетных для благоустройства;

  • обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов дворовой территории, общественной территории;

  • консультации в выборе типов покрытий, с учетом функционального зонирования дворовой территории, общественной территории;

  • консультации по предполагаемым типам озеленения дворовой территории, общественной территории;

  • консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования дворовой территории, общественной территории;

  • участие в разработке проекта благоустройства дворовой территории, общественной
    территории, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами (применительно к дворовым территориям - с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами);

  • одобрение проектных решений участниками процесса проектирования и будущими
    пользователями, включая местных жителей (взрослых и детей), предпринимателей, собственников соседних территорий и других заинтересованных сторон;

  • осуществление общественного (контроля собственников помещений в многоквартирных домах

  • применительно к дворовым территориям) контроля над процессом реализации проекта по благоустройству общественной территории (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта либо наблюдательного совета проекта);
    в) при реализации проектов по благоустройству дворовых территорий, общественной
    территории информирование граждан, организаций о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе предлагается обеспечить путем (но не ограничиваясь перечисленным):

  • создания единого информационного интернет-ресурса (сайта или приложения) который будет решать задачи по сбору информации, обеспечению “онлайн” участия и регулярном информировании о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений;

  • работы с местными СМИ, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта;

  • вывешивания афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту (дворовой территории, общественной территории), а также на специальных стендах на самом объекте; в наиболее посещаемых местах (общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территорией или на ней (поликлиники, дома культуры, библиотеки, спортивные центры), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах);

  • информирования местных жителей через школы и детские сады. В том числе школьные
    проекты: организация конкурса рисунков. Сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашения для родителей учащихся;

  • индивидуальных приглашений участников встречи лично, по электронной почте или по
    телефону;

  • использование социальных сетей и интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до различных городских и профессиональных сообществ;

  • установки интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установка стендов с генпланом территории для проведения картирования и сбора пожеланий в центрах общественной жизни и местах пребывания большого количества людей;

  • установки специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования (дворовой территории, общественной территории).
    Стенды могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам проведения общественных обсуждений.

г) целесообразно использовать подходы к общественному участию граждан, организаций в обсуждении проекта муниципальной программы, проектов по благоустройству дворовой территории, общественной территории, а именно:

  • обсуждение проектов по благоустройству рекомендуется проводить в интерактивном формате с использованием широкого набора инструментов для вовлечения и обеспечения участия и современных групповых методов работы;
  • рекомендуется использовать следующие инструменты: анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории;
  • отчет и видеозапись по итогам общественного обсуждения рекомендуется публиковать в течение 14 дней после проведения обсуждения;
  • краткую версию отчета и резюме по итогам общественного обсуждения рекомендуется
    публиковать в течение 4 дней после проведения обсуждения;
  • рекомендуется предоставлять гражданам возможность внести свои предложения и дополнения к представленному проекту благоустройства общественной территории. Такие предложения могут приниматься по электронной почте, через специальную форму, созданную на сайте проекта, при личном приеме в профильном учреждении (предприятии, организации) или структурном подразделении муниципального образования, ответственных за реализацию проекта;
  • публикацию итоговой версии проекта благоустройства общественной территории с
    пояснениями о том, какие изменения по итогам общественных обсуждений были внесены в проект и каким образом учтено мнение граждан рекомендуется осуществлять на официальном сайте муниципалитета или проекта в течение 10 дней после проведения общественного обсуждения;
  • при необходимости и в особо спорных случаях рекомендуется повторно проводить
    общественные обсуждения, до достижения консенсуса между всеми заинтересованными сторонами;
  • рекомендуется выбирать максимально подходящие для конкретной ситуации механизмы, наиболее простые и понятные для всех заинтересованных в проекте сторон;
  • для проведения общественных обсуждений рекомендуется выбирать хорошо известные людям общественные и культурные центры (дома культуры, школы, молодежные и культурные центры), находящиеся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенные по соседству с объектом проектирования (общественной территории);
  • общественные обсуждения проводятся при участии опытного модератора, имеющего
    нейтральную позицию по отношению ко всем участникам проектного процесса;
  • по итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений целесообразно сформировать отчет о встрече, а также видеозапись самой встречи обеспечить его опубликование как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте муниципалитета для того, чтобы граждане могли отслеживать процесс развития проекта по благоустройству общественной территории, комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе;
  • для обеспечения квалифицированного участия рекомендуется публиковать достоверную и актуальную информацию о проекте по благоустройству общественной территории, результатах предпроектного исследования, а также сам проект благоустройства не позднее чем за 14 дней до проведения самого общественного обсуждения;

д) создание условий для осуществления общественного контроля как одного из действенных механизмов общественного участия, а именно:

  • рекомендуется создавать условия для проведения общественного контроля по реализации проекта по благоустройству общественной территории, в том числе в рамках организации деятельности общегородских интерактивных порталов в сети Интернет;
  • общественный контроль по реализации проекта по благоустройству общественной территории осуществляется любыми заинтересованными физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием технических средств для фото-, видеофиксации, а также общегородских интерактивных порталов в сети Интернет. Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в связи реализацией проекта по благоустройству общественной территории направляется для принятия мер в уполномоченный орган муниципального образования и (или) на общемуниципальный интерактивный портал в сети Интернет;
  • общественный контроль по реализации проекта по благоустройству общественной территории осуществляется с учетом положений законов и иных нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации и общественном контроле.
1 симпатия