Девять месяцев нет правомочных заседаний. Судебное разбирательство

В Протвинском городском суде рассматривается дело по исковому заявлению жителя Протвино Д.А.Леоненко к Совету депутатов. Д.А.Леоненко требует установить факт непроведения правомочных заседаний Совета депутатов Протвино в течение января-сентября 2021 года и обязать депутатов возвратить в муниципальный бюджет незаконно полученные ими средства в качестве компенсации за выполнение ими депутатских обязанностей в связи с тем, что они только делают вид, что посещают заседания Совета депутатов, а фактически эти заседания неправомочны и все решения, якобы принятые в ходе этих заседаний, ничтожны.

Это уже не первая попытка Д.А.Леоненко установить факт бездействия Совета депутатов в суде. Наконец-то, после неоднократных указаний Мособлсуда, дело будет рассматриваться как полагается. Познакомим читателей с позицией Совета депутатов, сегодня в суд поступили возражения на исковое заявление, подписанные представителем Совета депутатов И.Ю.Фалиной. Вот основные доводы возражений.

Ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласен, считает их не подлежащими рассмотрению в связи с тем, что Леоненко Д.А. является ненадлежащим истцом по делу.

Часть 2.1 статьи 73 Федерального закона N 131-Ф3 определяет ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

Таким образом, Федеральный закон разграничивает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по признаку того, перед кем она наступает. При этом ответственность представительного органа муниципального образования в виде его роспуска в случае не проведения правомочного заседания в течение трех месяцев подряд наступает перед государством.

Заявление об установлении соответствующего факта может быть принято к производству суда лишь от того лица, которому ГПК РФ или другими федеральными законами предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации. Этим лицом в силу части 1 статьи 45 ГПК РФ является прокурор.

Положений, позволяющих гражданам обращаться в суд с заявлениями об установлении юридических фактов, необходимых для привлечения представительного, органа муниципального образования к ответственности перед государством„ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от Q6.10~2QQ3 N 131-ФЭ “06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и другие федеральные законы не содержат.

Требования об обязании депутатов возвратить в муниципальный бюджет неосновательное обогащение, а также признании ничтожными все решения, принятые Советом депутатом в период проведения неправомочных заседаний являются производными от первоначального требования.

Истцом не заявлены требования об установлении факта бездействия конкретных депутатов, для инициирования в соответствии с Федеральным законом № 1Э1-ФЗ голосования по их отзыву

Напротив, истец настаивает на требовании об установлении факта бездействия всего Совета депутатов, выразившегося якобы в не проведении правомочного заседания в течение девяти месяцев подряд. Однако, как уже было сказано выше, с данными требованиями может выступать исключительно прокурор, поэтому Леоненко Д.А. является ненадлежащим истцом по делу, в связи с чем исковое заявление не подлежит рассмотрению.


Истец реализовал свое конституционное право участвовать в решении вопросов местного значения через представительные органы местного самоуправления посредством участия в состоявшихся 19.09.2021 дополнительных выборах депутатов Совета депутатов по своему избирательному округу (исходя из места регистрации заявитель относится к избирательному округу № 2).

Далее они ссылаются на одинаковые Решения Протвинского суда от 3 сентября по искам Павловой и Яковлева, которые Совет депутатов полностью одобрил. А также на взаимоисключающие комментарии из определений Мособлсуда по апелляционным жалобам Павловой и Яковлева, которыми, тем не менее, решения Протвинского суда оставлены без измененений.

За период с 01.01.2021 по 30.09.2021 проведено 9 заседаний Совета депутатов;

  1. очередное заседание 25.01.2021, на котором присутствовало 13 депутатов (отсутствовали: Павлова В.А., Синюков Р.Ю., Яковлев К.А.);
  2. внеочередное заседание 18.02.2021 - присутствовало 13 депутатов. Заседание проводилось в формате видеоконференцсвязи (ВКС). Из-за возникших технических проблем у депутата Синюкова Романа Юрьевича (отсутствовала видео-картинка) его регистрация не отражена в протоколе заседания, однако его присутствие на заседании подтверждается скриншотом экрана заседания). Отсутствовали: Павлова В.А., Яковлев К.А.;
  3. очередное заседание 19.02.2021 - присутствовало 13 депутатов (отсутствовали: Павлова В.А., Синюков Р.Ю., Яковлев К.А.);
  4. очередное заседание 29.03.2021 - присутствовало 11 депутатов (отсутствовали: Золотарев С.Н., Павлова В .А., Рогозина С.В., Синюков Р.Ю., Яковлев К.А.);
  5. очередное заседание 26.04.2021 - присутствовало 12 депутатов (отсутствовали: Павлова В.А., Синюков Р.Ю., Хадиков В.П., Яковлев К.А.);
  6. очередное заседание 31.05.2021 - присутствовало 13 депутатов (отсутствовали: Павлова В.А., Синюков Р.Ю., Яковлев К.А.);
  7. очередное заседание 28.06.2021 - присутствовало 13 депутатов (отсутствовала: Рогозина С.В.);
  8. внеочередное заседание 04.08.2021 - присутствовало 11 депутатов (отсутствовали: Рогозина С.В., Свиридов Р.Ю., Синюков Р.Ю.);
  9. внеочередное заседание 17.09.2021 - присутствовало 12 депутатов (отсутствовали: Золотарев С.Н., Синюков Р.Ю.).

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-Ф3), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).

Все заседания Совета депутатов городского округа Протвино проводятся в правомочном составе и в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, при присутствии не менее 11 депутатов.

Далее зачем-то ссылаются на не имеющие никакого отношения к рассматриваемому вопросу постановления Верховного суда

Данная позиция подтверждается также апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.08.2018 N 94-АПГ18-2.
Согласно позиции Верховного Суда РФ отраженной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.05.2018 N 20- АЛГ18-3 прекращение полномочий одной трети от установленной численности депутатов не является безусловным основанием для принятая решения о неправомочности состава депутатов в связи со сложением депутатами своих полномочий, поскольку заседание представительного органа муниципального образования, на котором присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, является правомочным, следовательно, орган местного самоуправления вправе рассматривать вопросы местного значения, для принятия решения по которым не требуется квапифицированного большинства депутатов.
Аналогичное указано в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 25-АПГ17-4 «…Очевидно, что при таких данных Совет депутатов муниципального образования “Ахтубинский район” не лишен возможности проводить заседания для решения вопросов, не требующих присутствия квалифицированного количества депутатов (2/3 от установленной численности), в том числе правомочен принимать решения, носящие нормативный характер…».
В связи с вышеизложенным, на основании ст.ст. 35, 70, 73 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3,35, 56, 57 ГПК РФ
ПРОШУ СУД:
- оставить заявленные исковые требования без рассмотрения.

И понятно, почему просят оставить без рассмотрения: потому что добросовестное рассмотрение дела в суде неминуемо установит, что заседания были неправомочны и что депутаты получали компенсацию незаконно.

3 симпатии